Мы живем в эпоху Второго Демографического перехода.
Приблизительно до середины 18 века даже в Европе и Северной Америке, численность населения регулировалась естественным образом: высокая рождаемость, высокая детская и младенческая смертность, высокая смертность в целом. И если, вдруг, на какие-то промежутки времени улучшались условия жизни и возрастала рождаемость, она регулировалась военными конфликтами, эпидемиями и стихийными бедствиями – численность населения была стабильной.
Начиная с 19 века ситуация стала меняться. С ростом урбанизации и промышленной революцией. Сельское хозяйство улучшилось, появилась промышленность – но, смертность все еще оставалась достаточно высокой в основном из-за антисанитарии, но рождаемость стала выше, потому, что еды стало больше. Это был Первый Демографический Переход.
Второй демографический переход начинается в 1970 гг.
Его причинами послужил:
- общий рост благосостояния,
- дальнейшее развитие сельскохозяйственных технологий,
- развитие медицины,
- развитие промышленности,
- появление бытовой техники,
- распространение знаний о контрацепции,
- все большее вовлечение женщин в социальную жизнь,
- увеличение женской грамотности и женского образования.
Свойства Второго Демографического Перехода наступают обязательно для всех стран, не одновременно. При этом, чем позднее эти свойства наступают, тем быстрее протекают.
Эти свойства такие:
- Резкое снижение рождаемости,
- Повышение возраста вступления в брак,
- Повышение возраста рождения первого ребенка для женщины,
- Общее увеличение продолжительности жизни,
- Резкое снижение смертности за счет младенческой и детской,
- Снижение числа детей на одну женщину,
- Снижение уровня насилия, особенно физического,
- Повышение ценности человеческой жизни.
Семья перестала быть институтом выживания, что было основным мотивом в традиционном, аграрном и индустриальном обществе. Широкое распространение получили юридически неоформленные формы совместной жизни и альтернативные формы семьи.
Такая функция семьи, как дорастить детей до социальной автономии – сохранилась, но в урезанном варианте, только на момент раннего детства ребенка.
Мужчина становятся независимым от женской заботы по выполнению домашней работы – бытовая техника, сфера общественного питания и бытовых услуг.
Женщина становится независимой от денег мужчины (кроме времени, пока ребенок маленький).
Семья все больше переходит от детоцентристской модели к индивидуалистически ориентированной «зрелой» паре партнёров с одним ребёнком. Также, произошел переход от контрацепции предохраняющей от ранней беременности, к сознательному планированию рождения каждого ребёнка.
Размывается классическое представления о женской и мужской роли в семье.
В способах знакомства устойчивых пар тоже наблюдаются сильные изменения. Начиная с 1960 гг. люди все реже находят друг друга через общих знакомых, их почти перестали знакомить родственники, они реже создают пары знакомясь на работе и во время учебы, но резко взлетел процент пар, познакомившихся онлайн, в некоторых странах процент таких пар доходит до 70% от общего числа пар.
Рост знакомств онлайн говорит о том, что если в традиционных семьях ответственность за то, чтобы найти партнера сыну или дочери несла семья, то теперь люди возлагают на себя ответственность найти себе партнера. Это, с одной стороны, приводит к сильному расширению круга выбора партнера. Это, с одной стороны, увеличивает счастье людей и их толерантность к разнообразию. А с другой, увеличивает ответственность за выбор и повышает запросы (требования) к партнеру, затрудняет оправдание ожиданий друг друга, что может увеличивать срок периода “притирки” в паре.
И тем не менее, по результатам недавних опросов общий уровень счастья от поколения к поколению растет.
Люди все позже вступают в брак и рожают детей, ценят любовь и дружбу больше, чем заработок (материальный стимул), ценят самореализацию, отодвигается доля раннего первого сексуального опыта, снижается фетишизация секса, больше ценятся отношения.
Растворяется понятие рабочего дня. Не будет такого рабочего дня как в индустриальной эпохе – “пришел – ушел”.
Ошибочно думать что роботы будут делать все, а человек будет работать по 4 часа, 4 дня в неделю – люди будут работать круглосуточно. Мы уже это делаем, мы постоянно на связи, мы отвечаем на письма, сами что-то кому-то пишем.
Уходят в прошлое такие ограничители свободы как честь, стыд и долг. К этим понятиям сильно меняется отношение в противоположную сторону.
Понятие чести раньше – это некоторые нормы, которые ценнее жизни. То, что когда-то было прерогативой аристократии и корпораций, сейчас встречается только в уголовной культуре, силовых структурах и отсталых обществах (убийство чести) – это деградация моральной нормы.
Стыд – ограничитель для масс и специфически для женщин. Это набор норм, который не позволяет рассказывать о том, что происходит, и не позволяет делать то, что запрещено обществом, под угрозой стыда (шейминг). Стыдят с целью заткнуть кому-то рот, прервать нежелательную деятельность или как-то унизить. Стыдом часто затыкают рот жертвы, и она молчит чтобы избежать позора. Стыд дает право насильнику сказать: “Она не возражала”. Сейчас стыжение является плохим поведением.
Предательство раньше предполагало, что есть некая социальная структура (пара, семья, организация), и членство в ней накладывает на тебя обязательства (зачастую даже не обсуждаемые), и если ты их нарушил – ты предатель. В новом мире, это понятие трактуется как навязанные, насильственные обязательства наложенные на тех, кто заведомо слабее.
Появились новые методы принуждения и ограничители:
- государство защищает детей от родителей, дети становятся общественной собственностью (забрать от “плохих” родителей и передать “хорошим”), при этом кто “плохой” а кто “хороший” решает государство.
- принудительная публичность (слив информации – для организаций; донос, аутинг, публичное обсуждение – для частных лиц). Это эпоха исчезновения приватности.
Все вышеперечисленное в статье – это отслеживаемые сейчас интенции. Ценности меняются для всего общества, но заметно это больше всего на молодежи.
Как будут выглядеть семьи когда они перестали являться институтом выживания?
Придем ли мы к норме серийной моногамии?
Как будет выглядеть трудовая мораль в условиях того, что люди все больше будут работать из дома?
Поживем увидим…